Известный неоиндуистский гуру и мистик, вдохновитель движения Раджниша. Критика Бхагваном Шри Раджнишем социализма, Махатмы Ганди и традиционных религий сделала его противоречивой фигурой ещё при его жизни. Помимо этого, он отстаивал свободу сексуальных отношений, за что заслужил прозвище «секс-гуру» сначала в Индии, а затем в международной прессе.
Основатель системы ашрамов во многих странах. Во время пребывания в США основал международное поселение Раджнишпурам, которое было ликвидировано правительством США в 1985 году в связи с рядом серьёзных преступлений, совершённых членами поселения, включая биотеррористический акт. В ряде стран организация Ошо причислялась некоторыми государственными, общественными организациями, учёными и религиозными деятелями к деструктивным сектам и культам. В СССР движение Раджниша было запрещено из-за его несоответствия позитивным аспектам индийской культуры и целям молодёжного протестного движения в западных странах.
Беседы Ошо, записанные в период с 1969 по 1989 год, собраны и изданы последователями в виде нескольких сотен (более 600) книг.
Настоящее имя Чандра Мохан Раджниш, с начала семидесятых более известен как Бхагван Шри Раджниш и позднее как Ошо. Родился 11 декабря 1931 года в маленькой деревне Кучваде (на территории современного штата Мадхья-Прадеш, центральная Индия) в джайнской семье торговца тканями. Первые семь лет воспитывался в семье родителей матери.
По словам Ошо, духовное просветление снизошло на него в 21 год при медитации 21 марта 1953 в парке Бханвартал (Джабалпур). В 1957 году он с отличием закончил Саугарский университет, получив степень магистра философских наук. Ошо преподавал философию сначала в Райпурском санскритском колледже, а в 1966 году получил должность профессора философии в Джабалпурском университете.
Всерьёз изучал гипноз и риторику, которые в дальнейшем использовал для воздействия на людей в ходе многочасовых публичных выступлений.
В 1960-х годах под именем Ачарья Раджниш путешествовал по Индии, его лекции о самых известных мистиках востока собирали многотысячные аудитории. В 1962 году он начал проводить 3-10-дневные медитационные лагеря. В 1966 году оставил преподавательскую деятельность в университете и стал заниматься исключительно медитационной техникой
В 1969 году группа его друзей организовала фонд для поддержки его деятельности. Фонд снимает помещение в Мумбаи, где Чандра Мохан проводит ежедневные даршаны и принимает посетителей. 28 сентября 1970 года он начал инициировать учеников (нео-саньясины или просто саньясины). При инициации саньясины получали новое имя, до сентября 1985 года они носили оранжевую или красную одежду, мала (ожерелье) со 108 бусинами и портретом Ошо.
В 1974 году в Пуне основан ашрам, духовным лидером которого являлся Ошо. В этот период Ошо изобрёл медитационные техники — «динамическая медитация» (или хаотическая медитация) (1970), «медитация кундалини» и «натарадж». Динамическая медитация состояла из 5 стадий по 10 минут каждая. Во время 1 стадии требовалось полность расслабиться и затем быстро и глубоко дышать. Вторая стадия протекала в состоянии выплеска накопившихся эмоций, которые указывалось не только не подавлять, но всячески усиливать. Всё время 3 стадии надо было, поднимая руки над головой, подпрыгивать вверх-вниз, твёрдо приземляясь на ступни, и кричать «Ху-ху-ху», чтобы звук достиг полового центра и вызвал состояние полного изнеможения. Во время 4 стадии следовало до самого конца застыть в той позе, в какой человек был в предыдущей стадии. И, наконец, 5 стадия включала в себя 10-15 минут танца и выражения благодарности за испытанное блаженство. Во время «медитации кундалини» адепты Раджниша сильно тряслись, для того чтобы «разогнать зажимы тела», а также плясали, для того «чтобы проявилась вновь обретённая жизненность».Раджниш рекомендовал заниматься последней в течении 21 дня, вместе с занятиями йогой в уединении и молчании, либо завязывая глаза.
Деятельность Раджниша и его последователей вызывала вражду верующих индийцев к ашраму Раджниша и к нему самому. 22 мая 1980 года во время утренней проповеди Ошо на него было совершено покушение. Молодой индус бросил в Раджниша нож, но промахнулся. После этого случая у Раджниша развилась мания преследования, и он стал избегать частого появления на людях.
Весной 1981 года, после долгой болезни, Ошо перешёл в период молчания. По рекомендации врачей в июне этого года его отвезли на лечение в США, так как он страдал, в частности, диабетом и астмой.
Последователи Ошо купили за 5,75 миллионов долларов США ранчо Big Muddy площадью в 64 тыс. акров в Центральном Орегоне, на территории которого было основано поселение Раджнишпурам (ныне пригород г. Антелоупа). В августе Ошо переехал в Раджнишпурам, где жил в трейлере в статусе гостя коммуны.
За четыре года, когда Ошо жил там, популярность Раджнишпурама росла. Так, на фестиваль в 1983 году приехало около 3000 человек, а в 1987 — около 7000 человек из Европы, Азии, Южной Америки и Австралии. В городе появилась школа, почта, пожарное и полицейское управления и транспортная система из 85 автобусов.
В это же время обострились противоречия с местными властями относительно разрешений на строительство, а также в связи с призывами к насилию со стороны жителей коммуны. Они усиливались в связи с заявлениями секретаря и пресс-секретаря Ошо Ма Ананд Шилы. Сам Ошо до 1984 года продолжал пребывать в молчании и был практически изолирован от жизни коммуны. Управление коммуны переняла Шила.
Внутри коммуны также усиливались внутренние противоречия. Многие последователи Ошо, несогласные с режимом, установленным Шилой, покинули её. Столкнувшись с трудностями, правление коммуны во главе с Шилой использовало и криминальные методы. В 1984 году в еду нескольких ресторанов соседнего городка Далласа были добавлены сальмонеллы для проверки, можно ли повлиять на результаты предстоящих выборов путём снижения числа людей, имеющих право голоса. По приказу Шилы были также отравлены личный врач Ошо и два сотрудника орегонских ведомств. Врач и один из сотрудников тяжело заболели, однако в конце концов поправились.
После того, как в сентябре 1985 года Шила и её команда в спешном порядке покинули коммуну, Ошо созвал пресс-конференцию, на которой сообщил информацию об их преступлениях и попросил прокуратуру инициировать расследование. В результате расследования Шила и многие её сотрудники были задержаны, а позже — осуждены. Несмотря на то, что сам Ошо не участвовал в преступной деятельности, его репутации (особенно на Западе) был нанесён значительный урон.
23 октября 1985 года федеральный суд присяжных на закрытом заседании рассмотрел обвинительное заключение против Ошо в связи с нарушениями иммиграционного законодательства.
29 октября 1985 года после того, как личный самолёт Ошо приземлился на дозаправку в городе Шарлотт (штат Северная Каролина) он был задержан без ордера на арест (на этот момент обвинение ещё не было официально предъявлено); мотивом задержания была названа самовольная попытка Ошо покинуть США. (По словам Раджиша он собирался вместе со своими 8 приближёнными лететь отдыхать на Бермудские острова) По этой же причине Ошо отказали в праве выхода под залог. Его поместили в следственный изолятор, предварительно зарегистрировав в тюрьме штата Оклахома под именем «Давид Вашингтон». По совету своих адвокатов,договорившихся с обвиняющей стороной, Ошо подписал Alford plea — документ, согласно которому обвиняемый не признаёт себя виновным, однако соглашается с тем, что существуют доказательства, достаточные для его осуждения. В результате уже 14 ноября Ошо был условно осуждён на 10 лет заключения и штраф в размере 400 тысяч долларов за нарушение иммиграционного законодательства и соответствующих уголовных норм, и депортирован из США без права вовзращения в течение 5 лет. Радшниш распустил свой аршам в Орегоне, сжёг 5 тысяч экземпляров своих брошюр и публично заявил, что не является богом.
29 июля 1986 года Ошо прибыл в Бомбей где прожил около полугода у одного из своих индийских друзей. Именно здесь Раджниш произносит две речи среди немногих оставшихся последователей в которых провозглашает появление т.н. Декларации "Прав нового человека", которая, по мысли Ошо, должна прийти на смену Всеобщей декларации прав человека. В ней он предлагает для всеобщего благоденствия, ввиду ограниченности природных ресурсов, любыми доступными способами ограничивать рождаемость, используя противозачаточные средства, аборты, умерщвление детей с врождёнными физическими недостатками. А также предлагает пропагандировать эвтаназию и официально признать права гомосексуалистов.
В ноябре 1987 года Ошо заявил, что в течение 12 дней, которые он пробыл в тюрьмах США, он подвергался радиационному облучению от матраца, на котором он спал, и был отравлен таллием.
4 января 1987 года Ошо вернулся в Пуну в тот самый дом в котором прожил большую часть жизни. Сразу же после того как стало известно о возвращении Ошо, начальник полиции города в приказном порядке потребовал от Ошо немедленно покинуть Пуну на том основании, что Раджниш "противоречивая личность" и "может нарушить порядок в городе". Однако Верховный суд города Бомбея отменил этот приказ в тот же день.
К концу 1987 года через ворота «Osho Commune International» в индийском городе Пуна ежедневно проходят тысячи саньясинов и посетителей. Ошо проводит ежедневные даршаны, но его здоровье неуклонно ухудшается. В беседах Ошо часто повторяет, что не может оставаться со своими людьми ещё долгое время, и советует слушателям уделять основное внимание медитации.
В результате систематического употребления Раджнишем высоких доз валиума в конце жизни его умственные способности пошатнулись, после чего он выразил намерение уехать в Россию, чтобы соединить собственную тоталитарную форму духовности с русским коммунизмом, а также публично призвал к убийству Михаила Горбачёва, поскольку Горбачёв ведёт Россию к капитализму западного типа, а не к «духовному коммунизму» Раджниша.
6 октября 1989 года Ошо выбирает внутренний круг — эта группа состоит из двадцати одного ближайшего ученика, на которых возложена ответственность административного управления и решения некоторых практических вопросов в менеджменте коммуны. В июне-июле основан саньясинский университет. Он состоит из множества факультетов, охватывающих различные семинары и групповые программы.
17 января состояние здоровья Ошо значительно ухудшилось. Ошо появится на вечернем собрании только для того, чтобы поприветствовать собравшихся. Когда он вошёл в зал, было заметно, что передвигаться ему чрезвычайно тяжело.
Ошо отказался от предложений врачей провести срочное медицинское вмешательство. Ошо сказал врачам, что «Вселенная сама отмеряет свой срок», закрыл глаза и умер.
19 января 1990 года Ошо умер. Причины смерти на протяжении длительного времени вызывают интенсивную полемику. Существует несколько версий, по одной из них умер от сердечного приступа, по другим - от СПИДа, онкологического заболевания или передозировки наркотических препаратов. Среди последователей Ошо распространена версия, что он был отравлен таллием во время тюремного заключения по указанию правительства США, однако часть адептов сомневается в ней.. Точных данных о причине смерти нет, поскольку официального заключения патологоанатома о вскрытии произведено не было.
Тело Ошо перенесли в зал , где прошло массовое собрание, а затем кремация, как это принято на Востоке. Через два дня пепел, оставшийся от тела Ошо, перенесли в зал Чжуан-цзы — в ту самую комнату, которая должна была стать его новой спальней. Часть пепла перенесена также в Непал, в ашрам Ошо-Тапобан. Над пеплом поместили табличку со словами, которые за несколько месяцев до того надиктовал сам Ошо: «ОШО. Никогда не рождался, никогда не умирал, только гостил на этой планете Земля с 11 декабря 1931 по 19 января 1990 года».