Гораций Квинт Флакк (Quintus Horatius Flaccus) - древнеримский поэт "золотого века" римской лит-ры. Его творчество охватывает революционную эпоху Рима конца республики и первые десятилетия нового режима Октавиана Августа. Отец Горация - мелкий землевладелец, вольноотпущенник (бывший раб), сумел дать сыну солидное образование в школах Рима, откуда будущий поэт поехал для усовершенствования в науках в Афины. Там Гораций попал в среду республиканских настроенной аристократической молодежи.
В 42 до н. эры он, будучи сторонником республиканца Брута, принял участие в решительной битве при Филлиппах (в Македонии). После поражения республиканцев Г. вернулся в Италию. Его имение было конфисковано в пользу ветеранов. Не имея средств к существованию, он должен был стать писцом; с этого времени начинается его литературная деятельность. Вергилий вводит Горация в литературный кружок известного сотрудника Августа - Мецената, который делается его другом и покровителем, представляет его Октавиану и даже дарит ему новое поместье (близ теперешнего Тиволи). Из республиканца Гораций становится приверженцем нового режима монархии, певцом Августа, в лице которого романтически настроенная интеллигенция, лелеявшая республиканский идеал, видела "восстановителя республики". И Октавиан старался приблизить Горация к себе как поэта-выходца из среды вольноотпущенников, - из той социальной группы, которая, богатея от торговли и вытесняя родовую аристократию, была надежной опорой нового режима и скоро приспособилась к нему.
Вместе с современной романтически настроенной интеллигенцией Гораций приходит к стоико-эпикурейской философии, проповедующей презрение к богатству и роскоши, "золотую середину", умеренность во всем, довольство малым на лоне природы, наслаждение за бокалом вина. Это учение послужило той призмой, через которую Гораций начал рассматривать явления жизни. И в тех случаях, когда эти явления вступали в противоречие с моралью философии, они естественно настраивали поэзию Горация на сатирический лад. Такая философия вызывала у него, как и у многих его современников, романтическое возвеличение доблести и строгости нравов прежних римлян. Она же отчасти определила и форму его произведений - форму разговора по образцу так наз. философской "диатрибы" - диалога с мнимым собеседником, возражения которого автором опровергаются. У Горация "диатриба" чаще видоизменяется в разговор автора с определенными лицами или, реже, в беседу разных лиц. Такова форма его "Сатир" (по-римски - сатира - "смесь" (первая кн. закончена в 35, вторая - в 30 г.). Гораций сам называет их - "Разговоры". Это написанные гекзаметром беседы на разные темы, иногда в форме чистой "диатрибы".
Они представляют собой сатиры в нашем смысле слова: или моралистического характера (против роскоши, зависти и пр.; о преимуществах деревенской жизни, с баснею о городской и сельской мыши, впоследствии переработанной Ла Фонтеном), или инвективы нефилософские, или просто описания. "Разговоры" Горация - настоящие "causeries"; в обстановке зарождающейся монархии в них нет чувства политической независимости, характерного для сатир Луцилия, последователем которого Гораций себя считал. Параллельно с сатирами Гораций писал "Эподы" - стихотворения, близкие по духу к сатирам, но написанные большей частью ямбическим двустишием (есть и другие размеры): в нем длинный стих заключается более коротким "эподом" (отсюда и название). В одних эподах - резкие инвективы, напр. нападки на римлян за продолжительную гражданскую войну, - в других отразилось романтическое бегство от современности (эп. 7 и 16), зов за океан "в страну блаженных" (эп. 16); некоторые эподы чужды политики: в них поэт воспевает прелести деревни (эп. 2), откликается на текущие события (эп. 8 - гимн победе Октавиана при Акциуме и т. п.).
К сатирам и эподам примыкают "Послания" - написанные гекзаметром письма разным лицам, с которыми Гораций так же "разговаривает", как и в "Сатирах". В 1 кн. развиваются любимые Горацием темы философского характера, иногда в форме "диатрибы". Интереснее литературные письма 2 книги; среди них важно отметить "Послание к Пизонам" (Epistola ad Pisones), названное позднее "Ars poëtica". Несколько особое место занимают чисто лирические стихотворения Горация - оды (три первых книги изд. в 22, а четвертая - в 13). По форме они отличны от диалогов, обычных у Гораций (хотя и среди них встречается диалог в III, 9). Это иногда очень изящные, написанные разными размерами небольшие стихотворения, то отражающие перипетии любви поэта, то посвященные льстивому восхвалению Августа и его деяний, то проповедующие все ту же мораль умеренности и квиетизма. В 30 оде третьей кн. Гораций сулит себе бессмертие как поэту (ср. "Памятник" Державина и Пушкина). Гораций в "Одах" подражает по форме, а иногда и по содержанию, греческим лирикам: Алкею, Анакреонту, Пиндару и др., но разрабатывает свои темы, как римлянин времен Октавиана. Сделавшись придворным поэтом Августа, Гораций в 18 г. до н. эры написал по его заказу "Песнь столетия" (Carmen saeculare) для всенародного празднества, справлявшегося каждые 110 лет; это - прославление Аполлона и Дианы и молитва о могуществе Рима.
Гораций далек от народной массы Рима; "Августов певец" (по выражению Пушкина), он "ненавидел невежественную чернь" (революция, как он сам сказал, заставила его презирать толпу). Гораций вполне проявляет себя в "Сатирах", "Эподах" и "Посланиях": это - публицист, предпочитающий форму беседы, и поэт-реалист, в духе буржуазии торгово-капиталистического Рима. "Сатиры" и "Послания" - это в сущности большей частью проза, облеченная в мастерскую форму стиха; поэтичнее "Эподы", но и в них, подражая (не впервые в римской поэзии) ямбам Архилоха, Гораций значительно уступает этому греческому лирику в силе и безыскусственности. Своеобразно у Горация лишь эподическое построение. И в "Одах", иногда высоко поэтичных, нет страстности греческой лирики: Гораций, писавший эти произведения в зрелые годы, несомненно ниже в этом жанре Катулла по силе чувства и порыва. В метрическом построении од у Горация, благодаря влиянию на него современных ему метрических теорий, уже нет свободы трактовки, характерной для его греческих образцов.
В Риме Горация читали в школах, составляли комментарии к его произведениям, ему подражали. У него учились, его переводили в средние века, во времена "гуманизма". Но культ Горация начался с XVII в. Много заимствует из его "Ars poëtica" для своей "Поэтики" Буало; ему подражает Гёте, им восторгается Байрон (см. "Чайльд-Гарольд", "Дон-Жуан"), его изучают Лессинг и др. У нас подражал Горацию в своих сатирах Кантемир; увлекались им - Пушкин (перев. 7-й оды 2 кн. - "Памятник" и др.), Дельвиг, Майков и др.
Квинт Гораций Флакк родился в 65 г. до н.э. в Венузии на юге Италии. Сын вольноотпущенника, Гораций переехал в Рим, где учился у грамматика Орбилия. Около 45 до н.э. – отправляется в Афины для завершения философского образования.
44 до н.э. – после убийства Цезаря одним из заговорщиков Марком Юнием Брутом Гораций становится на сторону республиканцев. В 22 года он получает чин военного трибуна и сопровождает Брута в Малую Азию.
42 до н.э. – Гораций участвует в сражении при Филиппах, в котором Брут терпит поражение. Позднее, получив амнистию, Гораций возвращается в Рим. Здесь он покупает должность квесторского писца и вскоре начинает литературную деятельность.
38 до н.э. – стихи, написанные Горацием, привлекают внимание Вергилия и Вария Руфа. Они представляют молодого человека ближайшему сподвижнику Августа Меценату, и он принимает Горация в круг своих друзей. Меценат являлся не только другом, но и покровителем поэтов. Гораций был ему признателен за то, что тот ввёл его в литературные и политические круги Рима. В 33 до н.э. Гораций получил от Мецената небольшую усадьбу в Сабинских горах, благодаря которой его материальное положение стало более или менее стабильно.
35 до н.э. – выходит первая книга сатир Горация, названная им «Беседы» (Sermones), состоящая из десяти стихотворений, написанных гекзаметром. Около 30 до н.э. – выходит вторая книга сатир, состоящая из 8 произведений, и сборник из 17 коротких ямбических стихотворений, названный «Эподы» («Припевы» — название объясняется чередованием длинных и коротких стихотворных строчек).
23 до н.э. – Гораций выпускает в свет «Оды» – 88 разнообразных по метрике, величине (от 8 до 80 строк) и интонации стихотворений, тщательно распределенных по трем книгам (латинское название сборников «Carmina», т.е. «Песни»; «Одами» их назвали значительно позднее).
20 до н.э. – выходит первая книга «Посланий», содержащая философские размышления.
17 до н.э. – исполняя почетное поручение Августа, Гораций создает «Юбилейный гимн» (Carmen saeculare) в честь великих Столетних игр. 13 до н.э. – выходит четвертая книга «Од», состоящая из 15 произведений. После 13 г. до н.э. выходит вторая книга «Посланий», посвященная вопросам поэзии. Особое место здесь занимает письмо к Пизонам об искусстве поэзии, названное еще в древности «Наукой поэзии» (Ars Poetica).
Все книги, кроме четвертой книги од и второй книги посланий, посвящены Меценату.
8 до н.э. – Гораций умер и был похоронен на Эсквилине рядом с могилой незадолго до того умершего Мецената.
Гораций стал для всей последующей европейской культуры образцом поэта — учителя жизни. Как Вергилий учил познанию и осмыслению мира, так Гораций — поведению в мире. Он представал умудренным человеком, все познавшим, ничему не дивящимся, спокойно приемлющим и удачи, и невзгоды, отказавшимся от непосильного и радующимся доступному, с усмешкой взирающим на людские заботы и в упорном самовоспитании и самосовершенствовании достигающим душевного покоя и внутренней свободы. «Золотая середина» Горация стала крылатым выражением, в нём воплотился завет античной цивилизации Новому времени. Этот культ меры и умеренности был, конечно, далеко не полным выражением античного гуманизма, но в нём был урок разумной гармонии, ставшей важнейшей составной частью и эстетического, и этического идеала человека. В европейском словоупотреблении XVII—XVIII вв. высокие торжественные оды назывались «пиндарическими», легкие любовные и застольные — «анакреонтическими», а «средние», философско-моралистические — «горацианскими»: это была дань благодарности великому латинскому поэту, сыгравшему выдающуюся роль в формировании новоевропейской лирики.