Софронов Анатолий Владимирович – русский советский поэт, писатель, драматург и публицист, общественный деятель, главный редактор журнала «Огонёк», дважды лауреат Сталинской премии и Герой Социалистического Труда, родился 6 (19) января 1911 года, в семье служащего, донского казака по происхождению, в городе Минск Российской империи. Детство и юность прошли в Сибири, в станице Усть-Медведицкой (ныне город Серафимович), Новочеркасске. В 1921 году семья будущего поэта переехала в Ростов-на-Дону. В 1927 году отец писателя был расстрелян за службу у белых. Трагические события Гражданской войны, свидетелем которых ему довелось быть, нашли отражения в его стихотворениях и поэмах «Медвежье ухо», «Седло», «Посвящение Дону», романе в стихах «В глубь времени».
В 13 лет вступил в пионерскую организацию и в том же году – в комсомол, был звеньевым, вожатым пионерского отряда. Писал для живой газеты частушки, театрализованные статьи, сценки. В 1929 году пошёл на строительство завода «Ростсельмаш», проработав на нём затем около шести лет слесарем, фрезеровщиком, сотрудником заводской многотиражки. Был одним из организаторов комсомольской агитбригады, писал самодеятельные пьесы, рифмованные лозунги, сатирические плакаты, очерки о людях завода. Первые стихи Софронова, опубликованные в журнале «На подъёме» (1930), были высоко оценены Максимом Горьким, приезжавшим на «Ростсельмаш». Был делегатом I Съезда Союза писателей СССР (1934) от рабочего объединения ростсельмашевцев, тогда же вышел первый его сборник «Солнечные дни». В 1936 он был принят в Союз Писателей.
Затем
Софронов Анатолий Владимирович учился на литературном факультете Ростовского педагогического института, где заведующим кафедрой русской литературы был Виталий Закруткин, окончив его в 1937 году. После окончания института был лектором, ездил по станицам Дона и Кубани, встречался с М.А. Шолоховым. Тема его стихов – природа и история донского края, возрождение казачества. Написал стихи нескольких песен и романсов для Вадима Козина. Автор либретто оперетт С. Заславского «Соловьиный сад» и «Искатели сокровищ». В 1940 году вступил в ВКП(б)/КПСС.
С началом Великой Отечественной войны в звании политрука
Софронов Анатолий Владимирович был сотрудником газеты 19-й армии «К Победе». Армия под командованием И.С. Конева участвовала в Смоленском сражении, в боях под Витебском и Рудней. По заданию редакции бывал в частях армии, в том числе в 50-й стрелковой дивизии А.А. Борейко, в Рудне, отбитой 144-й стрелковой дивизией М.А. Пронина (20-я армия), где впервые были применены «Катюши». В газете публиковались его стихи, очерки и корреспонденции. Вместе с Г. Кацем вёл сатирический раздел «Прямой наводкой». В конце августа по заданию редакции Софронов выехал в Москву в типографию «Красной звезды», попал под бомбёжку, был тяжело ранен, оказался сначала в московском, затем в приволжском госпитале и был признан негодным к строевой службе. Почти все сотрудники редакции газеты 19-й армии М.Ф. Лукина – А. Бусыгин, Г. Кац, М. Штительман, Г. Гридов, - погибли в окружении под Вязьмой. Впоследствии Софронов опубликует стихи из записных книжек о тяжёлых боях 1941 года – «День был и страшным, и трудным», «Под берёзою был похоронен комбат», «Упал он к исходу четвёртого дня», «Мы не спали четыре ночи», «Сухарь», «Открытка», «История полка» и другие и напишет о них в книге «Память, припорошенная снегом», стихах «Я отвыкаю от земли...», «Дума про Черкассы», романе в стихах «В глубь времени».
После излечения был редактором Воениздата, затем с 1942 года – специальным корреспондентом «Известий», писал очерки, корреспонденции и стихи. Побывал в партизанских отрядах в тылу врага, на Южном, Северо-Кавказском, Брянском и 2-м и 3-м Украинском фронтах, в том числе в 4-м гвардейском Кубанском казачьем корпусе Н.Я. Кириченко и И.А. Плиева, 5-м гвардейском Донском казачьем корпусе А.Г. Селиванова и С.И. Горшкова. Участвовал в боях под Новороссийском, ходил на торпедных катерах вместе с Н.И. Сипягиным. Наиболее значительные произведения военных лет – песни: «Шумел сурово брянский лес», «Споём, товарищи!», «У самого синего моря», стихотворения «Бессмертник», «Казачья слава», «Казаки за бугром», «Ночь на Кубани», поэмы: «Батожок», «Миус», «Хмель-Хмелёк», «Золотой берег». Они вошли в сборники «Конногвардейцы», «Казачья слава», «Ковыли», «Степные солдаты» (оба – 1944). В 1942 году Б. Александровым на либретто Софронова была написана оперетта «Девушка из Барселоны».
После войны
Софронов Анатолий Владимирович обратился к драматургии, опубликовав пьесы «В одном городе» (1946; пост. Театра им. Моссовета, 1948, Сталинская премия, 1948), «Московский характер» (1948; пост. Малого театра, 1949, Сталинская премия, 1949), «Карьера Бекетова» и другие. Как секретарь Союза Писателей СССР принимал активное участие в кампании против «антипатриотической критики», из-за чего имя Софронова на долгие годы стало ненавистным в среде либеральной интеллигенции. Написал тексты песен к кинофильмам «Беспокойное хозяйство» (в том числе «Сирень-черёмуха», музыка Ю. Милютина), «Машина 22-12 (Счастливый рейс)» (в том числе «Здравствуй, столица», «Еду, еду я по свету», музыка С. Каца), «Смелые люди», а также песни «Через мост (Шёл казак на побывку домой...») (музыка М. Фрадкина), «От Волги до Дона», «Замела метель дороги» (музыка С. Заславского), «Дон мой» (музыка М. Табачникова), «Дай руку, товарищ далёкий», «Да здравствует юность», «От Краснопресненской заставы», «Заздравная», «Калина», «Мы с тобой полсвета исходили» (музыка С. Каца), «При долине куст калины» (музыка А. Новикова), «Стелется лентой дорога» (музыка М. Блантера), «Антоновки висят» (музыка Л. Бакалова), «По-за Днепром» и другие. Из послевоенных стихов выделяются «Лаз», «Весна на юге», «Южане с серыми глазами...», циклы стихов о Каме и Волге («Плотогон», «Землечерпалка», «В старом затоне» и другие). Выпускает сборники стихов «Казачья весна» (1946), «Стихи военных лет» (1947), «Перед знаменем» (1948), «Современники» (1948), «Стихи и песни» (1950).
С 1953 году был назначен главным редактором журнала «Огонёк», возглавляя журнал без малого 33 года. При Софронове в журнале развивался стиль, окончательно сформировавшуюся при предыдущем главном редакторе – Алексее Суркове: портрет знаменитого человека на обложке (космонавта, спортсмена, артиста, передовика труда), рассказ и стихи в каждом номере, иногда — детектив с продолжением, фоторепортаж и яркие цветные слайды, имеющие декоративный характер, а также так называемая «вкладка», где публиковались цветные репродукции произведений русской и мировой классики, советских художников, работавших в стиле социалистического реализма. Особой заслугой Софронова стал активный выпуск литературных приложений к «Огоньку», его знаменитой «Библиотечки», в которой печатаются рассказы и очерки, лучшие статьи и стихи, — и ставших важнейшей составной частью чтения самой читающей в мире страны. В «Огоньке» печатались репортажи Виктора Шкловского, стихи Евгения Евтушенко, очерки Владимира Солоухина, тянувшаяся из номера в номер полемика о причинах смерти Владимира Маяковского. Большой популярностью пользовался шахматный отдел «Огонька».
Несмотря на официозную направленность, в журнале зачастую печатались острополемичные материалы неугодных властям людей: статьи Михаила Лобанова, репродукции картин И. Глазунова.
С 1971 по 1982 год работал над романом в стихах «В глубь времени», полностью опубликованном в 1983 году. В центре его – образ современника поэта Алексея Платова. Время действия романа – 1930-е годы и Великая Отечественная война. В романе Софронову не удалось достичь полного совершенства, местами он растянут и прозаичен, но он ценен искренностью, раздумьями о пережитом, в нём встречаются подлинно поэтические строки, что особенно относится к прологу и эпилогу. Последние годы жизни работал над «Поэмой о жизни и смерти», в центре которой – образы Есенина и Маяковского. Отрывки из неё были опубликованы в периодической печати.
Вёл большую общественную работу. В 1948-1953 годах был секретарём правления Союза Писателей СССР, с момента образования – секретарём правления Союза Писателей РСФСР. В 1953-1986 – главный редактор журнала «Огонёк». С 1958 года – заместитель председателя Советского комитета солидарности стран Азии и Африки. Избирался делегатом на XXIII, XXIV, XXV и XXVI съезды КПСС.
Как главный редактор «Огонька» совершил много поездок как по Советскому Союзу, так и за его рубежи. Побывал в США, Англии, Франции, Японии, Индии, Пакистане, Австралии, Финляндии, Латинской Америке, арабских странах (Египет, Сирия, Ливия). Оказывал поддержку Организации Освобождения Палестины, большая дружба связывала его с палестинским поэтом М. Бсису и пакистанским поэтом Ф.А. Фаизом. Результатом поездок стали путевые очерки, большая часть из которых была опубликована в «Огоньке», а также стихи. Так, после поездки в Индию А. Софронов написал цикл стихов о Гималаях, пропагандировал творчество Н.К. Рериха. После публикации в «Огоньке» путевые очерки составили сборники «Зарубежные встречи» (1952), «На пяти материках» (1958), «Путешествие, которое хочется повторить» (1964), «На ближнем и дальнем Западе» (1968), «Ладони братьев» (1969), «Дороги (1972), «На землях Азии и Африки» (1973), «Огненная земля» (1974), «Ирландский репортаж с несколькими сюжетами» (1976), «Время прощаний и встреч» (1977), «На трёх континентах (1986).
Воспоминания Софронова о писателях, деятелях культуры составили сборники «У времени на виду» (1981), «Осенние просеки» (1984). Очерки и статьи о встречах с Михаилом Шолоховым, размышления о его творчестве вошли в книгу «Шолоховское» (1975), им также было написано предисловие к большому альбому о Шолохове (1985).
Военные очерки и рассказы Софронова были собраны в книгах «Его земля» (1946), «Честь рода» (1970), «Наследство» (1973), «Память, припорошенная снегом» (1980).
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 16 января 1981 года за большие заслуги в развитии советской литературы, плодотворную общественную деятельность, писателю, главному редактору журнала «Огонёк» Софронову Анатолию Владимировичу присвоено звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и золотой медали «Серп и Молот».
Последние годв
Софронов Анатолий Владимирович жил в Москве. Скончался 9 сентября 1990 года. Похоронен на Троекуровском кладбище в Москве.