Антон Григорьевич Ульянский, настоящее имя Владимир Николаевич Свинцов — русский советский прозаик, родился в 1887 году, в семье офицера, в городе Петербург Российской империи. В 1910 году окончил историко-филологический факультет Санкт-Петербургского университета, некоторое время работал наборщиком и корректором в петербургской газете «Речь».
Участник Первой мировой войны. В 1915 году попал в австрийский плен и пробыл там более трех лет. Будучи прапорщиком, выдал себя за рядового, чтобы легче было бежать. Неоднократно предпринимал попытки побега, трижды приговаривался к расстрелу. В 1918 году в самый разгар Гражданской войны был освобожден немцами из плена и попал на Украину. Служил у белых, но затем попал к красным, где ему, под угрозой расстрела, пришлось воспользоваться документами погибшего Антона Ульянского, которым он и назывался до самой своей смерти. В Красной Армии служил кашеваром, санитаром, писарем, переводчиком.
После демобилизации
Антон Григорьевич Ульянский три года скитался по стране, работал конюхом, полотером, служил санитаром и писарем в военном госпитале, добывал нефть на промыслах в Баку и в Закавказье. В 1923 году поселился в Петрограде. Некоторое время работал делопроизводителем в Фонетическом институте иностранных языков, но вскоре переключился на литературную работу.
Осенью 1922 года, оказавшись в своих скитаниях в Батуме, по инициативе Константина Паустовского написал и опубликовал в редактируемой тем газете «Маяк» свои первые рассказы «Контрасты», «Макинтош» и «По водам».
Уже в 1924 году в Ленинграде выходит его первая книга рассказов, во многом автобиографических, о русских пленных в Австро-Венгрии «В плену» (1915-1918). В том же году Ульянский получил премию за еще один военный рассказ «Возвращение» на конкурсе журнала «Красная Нива».
В дальнейшем, один за другим выходят его сборники рассказов, также посвященные теме войны, «Мохнатый пиджачок» (1927), «Пришедшие издалека» (1927), «Четыре немца» (1933) и «Война и плен» (1936), выдвинувших Ульянского в число наиболее заметных авторов, писавших о Первой мировой войне. В острых зарисовках, вскрывающих социальный смысл мировой бойни, Ульянский показал пробуждение политического сознания солдатских масс, моральное разложение командного состава царской армии («Четыре немца»), поведение кадетских «вождей» накануне мировой войны. Герой Ульянского — ни большевик, ни белый. Это — человек, нечаянно попавший в водоворот событий и пассивно отдающийся их течению. Он всюду является действующим лицом «поневоле».
Интересны и попытки Ульянского создать производственную новеллу (сборник «Ночной рейд» — 1931). В 1932 году Ульянский подготовил сборник воспоминаний рабочих бумажной фабрики им. В. Володарского под названием «Володарка».
Последние годы
Антон Григорьевич Ульянский посвятил написанию истории Путиловского завода. Совместно со С. Спасским, К. Вагиновым и Н. Чуковским написал книгу «Четыре поколения (Нарвская застава)» (1933).
5 августа 1935 года Антон Ульянский умер в Ленинграде внезапно, от заражения крови (по другим данным – от тифа), в самый разгар работы над историей завода, успев все же написать свою часть книги.
Человек странной и сложной судьбы, трижды побывавший под расстрелом, он долгое время не знал »...имею ли я право жить или я уже мертвец и только по недосмотру охраны болтаюсь на этой земле?». Значительную часть своей жизни он прожил под чужим именем, плывя по её течению и пытаясь просто выжить, как герои его произведений. Как писатель Ульянский буквально ворвался в литературу со своей блестящей военной прозой, остался в ней благодаря своему единственному фантастическому роману «Путь колеса», литературным событием не ставшим, а наибольший успех выпал на «Историю Путиловского завода», выдержавшей три издания.
Фантастика в творчестве автора:
Фантастика в творчестве Антона Ульянского представлена всего двумя произведениями, отмеченными, тем не менее, крупнейшими знатоками российской фантастики: рассказом «Колесо» (1925) и написанным на его основе романом «Путь колеса» (1930). Как отмечал крупнейший знаток и собиратель довоенной и дореволюционной отечественной фантастики Игорь Халымбаджа: «…это одно из самых оригинальных произведений советской довоенной фантастики. Написанное ясным и точным языком профессионального писателя-реалиста, населенное живыми, «ощутимыми» героями, оно удивляет замысловатостью фантастического сюжета. Магнус Даррель, гениальный химик, ожесточившийся во время разрушительной войны в Европе, чтобы скорее покончить со старым миром, сооружает и запускает в океан «колесо» из открытого им вещества. Соприкасаясь с материей, оно вступает с ней в реакцию с выделением колоссального количества энергии. При этом масса «колеса» возрастает, а ход — убыстряется. Ученый трагически погибает, а «колесо», пропахивая гигантские канавы, начинает опустошать земной шар, совершая виток за витком». В картинах странствий героев книги по охваченной смутой и паникой земле нашли отражение нелегкие скитания автора, и, очевидно, эта «осязаемость» в описании невероятного и делает книгу увлекательной.
Антон Григорьевич Ульянский оказался бы благополучно забыт, если б не новая жизнь, сообщённая его фантастике в символике крупнейшего произведения русского нобелиата второй половины ХХ ст. («Красное Колесо» А. И. Солженицына, над ним Александр Исаевич работал семь десятилетий, — 1936-2006).
По свидетельству вдовы А. И. Солженицына Натальи Дмитриевны первоначальное название десятитомной исторической эпопеи нобелиата («Колесо») было найдено по созвучию с названием фантастического рассказа А. Г. Ульянского (В.Н. Свинцова).