Сейчас, Вы будете перемещены на официальную страницу автора, на нашем Самиздате!
Не переживайте - это не реклама и не вирус. Мы на самом деле открыли свой Самиздат и там авторы выкладывают свои произведения и постоянно публикуют их продолжения. Более того! Книги этих авторов - доступны по БЕСПЛАТНОЙ ПОДПИСКЕ!
Для перехода - нажмите на кнопку "Хорошо, понял!", которая расположена чуть ниже слева. Если же Вы хотите, что-бы в следующий раз предупреждение не выскакивало и Вы перемещались автоматически - нажмите "Больше не показывать!".
Не забывайте оставлять свои комментарии и ставить оценки! Помните, Ваше мнение может сыграть важную роль в выборе книги посетителем!
Илья Григорьевич Чавчавадзе — князь, грузинский поэт, публицист, националист и борец за национальную независимость и суверенитет Грузии, родился 27 октября (8 ноября) 1837 года в Кварели, Кахети, Грузия. Канонизирован Грузинской православной церковью как Святой Илья Праведный в 1987 году. Одна из самых знаменитых национальных фигур Грузии начала XX века. Сегодня Илью Чавчавадзе считают Pater Patriae (Отец отечества) Грузии.
Политическая деятельность
Илья Григорьевич Чавчавадзе получил образование в Санкт-Петербургском университете на камеральном отделении юридического факультета; в 1861 году, на четвёртом курсе, оставил Университет вследствие тогдашней «студенческой истории». В начале 1864 года, когда была задумана освободительная крестьянская реформа в пределах Кавказского наместничества, Чавчавадзе был командирован в Кутаисскую губернию в качестве чиновника особых поручений при кутаисском генерал-губернаторе для определения взаимных отношений помещиков и крестьян.
В 1864—1868 гг. был мировым посредником Душетского уезда Тифлисской губернии, а затем, до 1874 г., мировым судьей в том же уезде. Состоял председателем общества распространения грамотности среди грузинского населения. 7 апреля 1906 года был избран членом Государственного совета от дворянских обществ. Боролся за предоставление Грузии автономии, из-за чего против него выступали как власти Российской империи, так и члены РСДРП.
Убийство
30 августа 1907 года Илья Григорьевич Чавчавадзе со своей супругой Ольгой путешествовали из Тбилиси в Сагурамо в открытой коляске. Возле Цицамури их поджидала банда Гиглы Бербичашвили (Георгий Хизанишвили, Павле Апциаури, Иване Инашвили, и некто имеретин), которые с помощью оружия остановили коляску. Илья встал на ноги и обратился к банде «Я Илья, не стреляйте», ответ Гиглы был таким «Именно потому, что ты Илья, мы и должны стрелять». Раздался звук выстрела. В книге Вахтанга Гурули даётся сравнение официального акта вскрытия, и его критика одним из крупнейших врачей того периода Иашвили, в частности, Иашвили отмечает в Илью стреляли не спереди, как было указано в акте вскрытия, а сзади. Гурули отмечает, что выстрел не мог произойти со стороны банды Бербичашвили, которая стояла спереди. Выстрел произошёл из второй засады, о которой не знали даже сами бандиты.
Несмотря на то, что убийство Ильи Чавчавадзе 30 августа 1907 г. у села Цицамури не было раскрыто, наиболее широкое распространение в исторической науке получила версия о том, что за убийством стояли большевики. Профессор Анна Гейфман в работе, посвящённой террору в Российской империи указывает, что в этот период в Грузии велась ожесточённая борьба между социал-демократами, во главе с большевиком Филиппом Махарадзе и демократами-националистами под руководством «великого Ильи» — князя Чавчавадзе. Большевиков не устраивала открытая критика князем Чавчавадзе их программы, так как этим он серьёзно подрывал их политические позиции. Историк отмечает, что главной причиной для политического убийства князя была огромная популярность Чавчавадзе: он привлекал людей, особенно крестьян, к делу национальных демократов и уводил их таким образом от радикального социализма. Большевики не могли честно конкурировать с возглавлявшимися Ильей националистами-демократам, и, когда клеветническая кампания против Чавчавадзе на страницах местной большевистской газеты «Могзаури» («Путешественник») не дала результата, ему был вынесен смертный приговор.
Местные большевики называли организатором убийства тайную полицию, а мотивом — антирусскую позицию Чавчавадзе.
Творчество
Ещё в 1857 году Илья Григорьевич Чавчавадзе поместил в грузинском журнале «Цискари» («Заря») несколько небольших стихотворений; затем сочинения его появлялись в газете «Дроэба» («Время»), в «Кребули» («Сборник»), в основанных им «Сакартвелос Моамбе» («Грузинский Вестник») и «Иверии» и в издаваемом ныне грузинском журнале «Моамбе». Его поэмы: «Эпизод из жизни разбойников», «Призрак», «Дмитрий Самопожертвователь», «Отшельник» и «Мать и сын»; его повести — «Кациа-Адамиани» («Грузинский Вест.», 1863 и отд. в СПб.), «Рассказ нищего» (там же и отдельно), «Сцены из первых времен освобождения крестьян» («Кребуль», 1865 и отдельно), «Письма проезжего» («Кребуль», 1864), «Вдова из дома Отара» («Иверия», 1888), «Странная история» («Моамбе»), «Рождественский рассказ» и «У виселицы» («Иверия») и др.
При жизни Чавчавадзе на русский язык были переведены несколько мелких стихотворений и поэма «Отшельник». Прижизненные русские переводы стихотворений Чавчавадзе частью вошли в состав отдельного сборника, изданного в Тифлисе, частью печатались в «Русской Мысли», «Живописном Обозрении», «Вестнике Европы» и др. Поэма «Отшельник» переведена на английский язык и в прозе на французский язык. Немецкие переводы нескольких мелких стихотворений Чавчавадзе вошли в состав сборника: «Georgische Dichter» (Лейпциг, 1886; Дрезден, 1900).
Илья Григорьевич Чавчавадзе переводил на грузинский язык Пушкина, Лермонтова, Тургенева, Гейне, Шиллера и Гёте. Совместно с князем Иваном Мачабели осуществил перевод «Короля Лира» Шекспира. Написал много мелких статей политического, публицистического, критического и педагогического содержания, а также предисловие к стихотворениям кн. Орбелиани.
Чавчавадзе считал себя интернационалистом, в частности, много лет, иногда рискуя при этом жизнью, выступал в защиту дискриминируемого армянского населения Грузии. Но он рассматривал грузин как единую пролетарскую нацию, а грузинских князей считал её революционным авангардом. Он — председатель правления Тбилисского земельного банка- и себя считал пролетарием, воспевал в своём творчестве пролетариев и разбойников. Наряду с защитой трудящихся всех национальностей И. Г. Чавчавадзе считал необходимой борьбу против турецкой, русской, осетинской, армянской и т. д. буржуазии. Его статья «Армянские ученые и вопиющие камни» (1902 год) появилась в русском переводе и наделала много шума в местной армянской — и не только — печати. Против него выступили не только армянская буржуазия, но и социал-демократы и левые, особенно, армяне. В ответ Чавчавадзе перепечатывал в Грузии антиармянские публикации В. Величко. Но при этом Чавчавадзе подчёркивал, что отрицательные черты армянской буржуазии объясняются дискриминацией и ужасным положением армян — и для ликвидации негатива, в первую очередь, необходимо бороться и с законодательной, и с бытовой дискриминацией армян в Грузии и в Тбилиси. Подобные пассажи — вставленные Величко из цензурных соображений — были и в перепечатываемых Чавчавадзе сочинениях Величко.
Руководил журналом «Иверия», где в 1895—1896 годах публикует семь стихотворений юного поэта Сосо — под этим псевдонимом писал Сталин, будучи подростком, учеником Духовной семинарии. Творчество Чавчавадзе оказало большое влияние на И. В. Сталина. Сталин, с некоторыми оговорками, также считал грузин единой пролетарской нацией без разделения на классы — по крайней мере, после революции. Так, он не считал, что его тезис об усилении классовой борьбы по мере приближения социализма и коммунизма распространяется и на грузин. В беседе с кинорежиссёром Михаилом Чиаурели, И. В. Сталин сказал: «Не потому ли мы проходим мимо Чавчавадзе, что он из князей? А кто из грузинских писателей дал такие страницы о феодальных взаимоотношениях помещиков и крестьян, как Илья Григорьевич Чавчавадзе? Это была, безусловно, крупнейшая фигура среди грузинских писателей XIX и начала XX века».